Кафедра юриспруденции — Учебная и научная деятельность

Кафедра юриспруденции


История кафедры
Учебная и научная деятельность
Материально-техническая база
Достижения
Наши выпускники и трудоустройство


Учебная и научная деятельность

Кафедра Юриспруденции осуществляет учебную, учебно-методическую и научно-исследовательскую работу. Работа кафедры осуществляется в соответствии с планами учебно-методической и научной работы. Основными задачами кафедры является организация и осуществление на высоком научном уровне учебной и учебно-методической деятельности в рамках изучаемых дисциплин, научной и воспитательной работы среди студентов, организация и проведение фундаментальных поисковых и прикладных научных исследований по профилю кафедры и направлениям университета, подготовка  кадров на местах.

Кафедра проводит все виды учебной работы, осуществляет комплексное методическое обеспечение учебных дисциплин.

Кафедра  Юриспруденции  обеспечивает  непрерывное совершенствование качества преподавания: повышение уровня лекций как ведущей формы обучения, активизирует практические, семинарские, самостоятельные занятия как эффективные формы закрепления знаний, усвоение умений и навыков, развитие творческих способностей студентов, организует руководство научно-исследовательской работой студентов, курсовыми дипломными проектами, способствуя приближению условий их проведения к реальным условиям производственной и исследовательской деятельности. Профессорско-преподавательский состав кафедры читает ряд дисциплин при подготовке специалистов: бакалавров, магистров по утвержденным образовательным программам. Кафедра разрабатывает и формирует основные профессиональные образовательные программы.

Современное состояние научно-исследовательской деятельности ППС кафедры Юриспруденции обусловлено рамками общеуниверситетской политики в сфере науки.

Актуальность тем в рамках НИР обусловлена высоким уровнем запросов правовой практики, общей теории права и отраслевым правом. Актуальность тем возрастает с учетом общей политики государства по вхождению в мировое правовое пространство и соответствию национального права общемировым стандартам.

При кафедре функционируют студенческие научные кружки: «Фемида», «Заңгер». Члены научного кружка являются активными участниками студенческих конференций, олимпиад и научных студенческих форумов. Основные направлениями исследований кружков: 1.участие в международных научных семинарах; 2. участие в научных исследованиях по приоритетным направлениям НИР кафедры; 3. участие на международных, республиканских, региональных конференциях; 4. участие научных инновационных проектов в международных и республиканских конкурсах.

Важнейшим направлением деятельности кафедры становится увеличение доли иностранных студентов из СНГ.

Кафедрой подписаны соглашения о сотрудничестве и осуществлении совместной деятельности в области развития педагогического и юридического образования. Тесная связь учебного процесса с производством при обучении специальным дисциплинам осуществляется за счет проведения профессиональной практики. Ежегодно заключаются договоры с организациями города и области. Для ознакомления со сферой профессиональной деятельности предусмотрено прохождение проффесиональных практик (учебной, производственной) на базах практики, что способствует хорошей адаптации в условиях профессиональной деятельности.

Студенты образовательных программ: 6В04201- «Юриспруденция», 6B04202 — «Право и правоохранительная деятельность» имеют возможность пройти профессиональную практику на базах практики: Актюбинская областная прокуратура, Департамент полиции по Актюбинской области, Актюбинская нотариальная палата, Администратор судов по Актюбинской области, НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан»». Налажено взаимодействие с организациями области, города по вопросам организации учебных и профессиональных практик, трудоустройству студентов, проведению научно-исследовательских и хоздоговорных работ. Цель заключения договоров с потенциальными работодателями — развитие взаимовыгодного сотрудничества в области подготовки специалистов, привлечение студентов на профессиональную практику и дальнейшее их трудоустройство.

При обучении формируются тесные связи учебного процесса с производством. При формировании учебных заданий (практических занятий), тематики курсовых работ, в рамках различных дисциплин используются предложения стейкхолдеров. Эти предложения рассматриваются на заседаниях кафедры, учебно-методического совета факультета и рекомендуются к выполнению в рамках соответствующих учебных дисциплин. Работодатели участвуют в процессе разработки и реализации образовательных программ посредством:

— формирования профессиональных компетенций, в рамках выбранной образовательной программы;

—  создания филиалов кафедр на предприятии;

—  организации и проведении профессиональных практик;

—  проведения учебных занятий, гостевых лекций, круглых столов;

—  участия в итоговой аттестации;

—  рецензирования и руководства дипломными проектами;

—  совместного участия наряду с преподавателями и студентами в научных конференциях университета.

В целях подготовки высоко квалифицированных специалистов и во исполнение указаний Главы государства, направленных на повышение правовой культуры и грамотности казахстанского общества, с учетом потребностей рынка труда в юридической сфере поступило предложение от работодателей о внедрении новых дисциплин в образовательные программы 6В04201-«Юриспруденция», 6B04202 — «Право и правоохранительная деятельность» это поможет студентам трудоустроиться и получить навыки, необходимые для их профессиональной деятельности.

В целях актуализации образовательных программ кафедрой Юриспруденции проводится работа по вовлечению в создание образовательных программ представителей крупнейших правоохранительных структур Актюбинской области — органов прокуратуры, органов внутренних дел, судов Актюбинской области с учетом их опыта и рекомендаций по подготовке специалистов в сфере правоохранительной деятельности.

В целях усиления практикоориентированности специальности 6В04201-«Юриспруденция», 6B04202 — «Право и правоохранительная деятельность»   в  формировании  МОП и каталога элективных дисциплин  активное  участие  приняли  специалисты-практики, работодатели  предложившие  введение  в ОП элективных дисциплин:    Жамиев А.Ш. — судья специализированного межрайонного административного суда Актюбинской области, Сабырбаева М.Е. — судья Актюбинского городского суда, Абдуллина В.А. — старший следователь по особо важным делам Следственного управления Департамента полиции по Актюбинской области, Адиль Д. К —  старший прокурор прокуратуры Айтекебийского района, Ануарбеков А.С. прокурор отдела прокуратуры Астанинского района г. Актобе, Ерсаринова Д.К. — Руководитель управления кадровой работы филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по Актюбинской области.  Специалисты-практики рекомендовали внедрить в учебный процесс новые дисциплины — «Цифровизация процессуальной деятельности», «Правовые основы оказания государственных услуг», «Деятельность прокуратуры», «Особые производства в уголовном процессе», «Электронное правительство».

На заседании кафедры Юриспруденции при обсуждении Плана развития образовательной программы 6В04202 — «Право и правоохранительная деятельность» Абдуллина  В.С. внесла предложение об участии студентов в проектах. Так, студентка 2-го курса Әйіпова Аяулым получила диплом первой степени в конкурсе «Мен адал студентпін», организованный фронт-офисом «Саналы Ұрпақ» АРУ им. К.Жубанова совместно с Департаментом  Агенства РК по противодействию коррупции по Актюбинской области, она прошла обучение в университете Туран г.Астана в антикоррупционной школе «Sanaly Urpaq 2018», Кемалова Ажаркүл  получила диплом в конкурсе видеороликов среди волонтеров в  номинации  «Добрые дела-2018».

Ежегодно АРУ имени К. Жубанова проводит мероприятия — «День открытых дверей», «Ярмарку вакансий». В рамках данных мероприятий университета студенты выпускники имеют возможность встретиться с руководителями баз практик кафедры Юриспруденции.

В 2016 г. в ВУЗах Казахстана  были внедрены элементы дуального обучения. Целью внедрения элементов дуального обучения является качественное освоение обучающимися основных программ профессионального обучения и приобретение ими практических навыков работы в профессиональной сфере.

Организация учебного процесса с внедрением элементов дуального обучения в университете осуществляется в соответствии с договорами  филиалов кафедры и баз профессиональной практики. Элементы дуальной системы обучения применяются в учебном процессе. Лабораторные, практические занятия, профессиональная практика, курсовое, дипломное проектирование осуществляются на производстве, в организациях соответствующего профиля и на филиалах кафедры Юриспруденции. На базе организаций и предприятий существуют филиалы кафедры.

В целях совершенствования  образовательных программ кафедры Юриспруденции  и   сотрудничества с  учебными заведениями республики и ближнего зарубежья, для разработки совместных образовательных программ заключены договоры с вузами Казахстана, в частности с Казахским национальным университетом имени аль-Фараби, Западно-Казахстанским государственным университетом имени М.Утемисова, Евразийским национальным университетом имени Л.Гумилева, Баишев Университетом, Актюбинским юридическим институтом МВД РК имени М.Букембаева, Казахско-Русским Международным университетом, с Гродненским государственным университетом им. Янки Купалы, Оренбургским государственным университетом, Поморской Академией в Слупске (Польша), университетом Сакарья (Турция).

ППС кафедры организовывают учебно-методические конференции, семинары и др.: региональные конференции по инновационным методам обучения;  общеуниверситетские методические семинары и методические семинары по образовательным программам кафедры.

В рамках профориентации ППС кафедры ежегодно проводит встречи с учениками старших классов г. Актобе, Актюбинской области. АРУ им. К. Жубанова  ежегодно проводит «Zhubanov Олимпиада». На факультете Экономики и права в целях привлечения выпускников школ  ППС кафедры Юриспруденции проводит правовую олимпиаду школьников.

Научно-исследовательская работа является одним из важнейших направлений деятельности кафедры. Профессорско-преподавательский состав кафедры организует   научно-практические конференции различного уровня, в том числе:  международные научные конференции. Значительное внимание на кафедре уделяется научной работе студентов. Они выполняют выпускные квалификационные работы по дисциплинам кафедры, активно участвуют в деятельности научных студенческих кружков  «Әділет», «Заңгер»,  выступают с докладами на студенческих научных конференциях.

Результаты научно-исследовательской работы апробируются в виде публикации статей в журналах  ККСОН МОН РК, периодических изданиях, в том числе стран дальнего и ближнего зарубежья, в сборниках по итогам участия в международных и республиканских конференциях теоретического и практического направления, участие в круглых столах и научных семинарах.

В ходе преподавания базовых и элективных дисциплин, разработки учебно-методических комплексов дисциплин внедряются теоретические и практические результаты научных исследований в учебный процесс. На основе подготовленных ППС учебных пособий, научных монографий разработаны авторские курсы, спецкурсы, которые предлагаются кафедрой в качестве элективных дисциплин и дополнения к базовым дисциплинам по соответствующим специальностям и включены в  учебные планы.

Учебно-методическая работа кафедры осуществляется в соответствии с учебно-педагогической нагрузкой. Среди инновационных методов, наиболее часто используемых ППС в обучении, используются кейс-стади, деловые игры, ролевые игры, мозговой штурм, проектный метод, дискуссия, пресс-конференция, работа с небольшими группами, круглый стол, лекция-визуализация. Преподаватели организуют и принимают участие в методических семинарах с целью совершенствования профессионального, методического мастерства, освоения инновационных методов обучения, освоения новых технологий в обучении, в том числе приобретения навыков использования возможностей цифровых технологий, связанных с переходом на онлайн формат, обсуждения вопросов повышения качества обучения, обмена мнениями, обмена информацией.

По образовательным программам библиотека ежегодно пополняется учебной литературой. Доступность электронной версии учебников, видеолекций на  открытых онлайн-курсах повысила качественный уровень обеспеченности образовательных программ литературой.

Самостоятельная работа обучающихся является составной частью учебного процесса, направленного на повышение качества знаний, получаемых при изучении  дисциплины учебного плана, формирование у обучающегося потребности в самообразовании, саморазвитии и самосовершенствовании. В процессе самостоятельной работы обучающийся признается активным участником учебного процесса, приобретает навыки критического и творческого мышления, креативного мышления, приобретает квалификацию, способную выражать свои взгляды и мысли.

Пути совершенствования базы средств обучения и инновационных методик рассматриваются на заседаниях кафедры и методическом совете. Опыт внедрения наиболее актуальных и эффективных методов является объектом обмена опытом между преподавателями посредством проведения открытых и наглядных занятий и фиксируется в плане УМС.

ППС кафедры имеет возможность проводить занятия в специализированных кабинетах: Зал суда, Криминалистический полигон. В 2024 г. был открыт Кримтех полигон.

Одним из основных направлений работы кафедры является внедрение креативных технологий в учебный процесс. ППС кафедры проводит следующие мероприятия по внедрению инновационных технологий в учебный процесс:

1.в целях повышения мотивации студентов, развития творческих способностей студентов преподавателями кафедры, применяются следующие виды лекций: мультимедийная лекция, гостевая лекция, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-дискуссия, проблемная лекция;

2.преподаватели кафедры применяют различные виды, методы, приемы практических занятий: творческие задания, обучение в объединении, методы проектов, деревья решений, ролевые и деловые игры, кейс-метод, ситуационный анализ, дискуссия.

В учебном процессе используются раздаточные материалы, интерактивные доски по внедрению новых методов обучения и современных педагогических технологий. Совершенствуются традиционные формы проведения лекционных и практических занятий, внедряются новые формы: лекционно-дискуссионные, пресс-конференции. Среди современных методов обучения — деловые, ролевые игры, кейс-стади, мозговой штурм, метод контрольных вопросов, дебаты, презентации. Новые подходы, методы обучения способствуют хорошему усвоению учебного материала студентами.

В процессе освоения ОП развиваются разносторонние интересы студентов, формируются у них лидерские и коммуникативные качества. Освоение ОП включает изучение ряда дисциплин: «Менеджмент и лидерство», «Международное сотрудничество по уголовным делам», «Методы научных исследований», предусматривающие формирование у обучающихся коммуникативных способностей и лидерских качеств. Актуальность развития лидерских качеств у студентов связана с формированием общекультурных и профессиональных компетенций, а также с планированием будущего карьерного и личностного роста молодых специалистов.

Научно-исследовательская работа студентов, магистрантов внедряется в учебный процесс с целью формирования навыков самостоятельной, исследовательской работы,  анализа научных статей, текстов, репортажей, интервью, документов. Преподаватели кафедры активно используют в учебном процессе ролевые и деловые игры, методы интерактивного  обучения. Деятельность всех научных кружков и проблемных групп направлена на повышение научного потенциала обучающихся. Члены научных кружков, проблемных групп принимают активное участие в научных конференциях, конкурсах, правовых олимпиадах.

Профессорско-преподавательский состав кафедры имеет высокий рейтинг по изданиям в научных журналах, на международных и республиканских научно-практических конференциях, по изданию учебников, учебных пособий, монографий.

Повышение квалификации в рамках активизации образовательного процесса ведется в соответствии с планом факультета и университета по различным направлениям с целью усиления научно-педагогической, учебно-методической уровней подготовки преподавателей. ППС кафедры Юриспруденции охватили различные формы повышения квалификации: прохождение курсов на базе ведущих ВУЗов, по учебно-методической деятельности, теоретические семинары и выездные профилирующие семинары, семинары по применению интерактивных методик  обучения. ППС кафедры ежегодно повышает свой уровень профессионального мастерства на курсах повышения квалификации.

 


История кафедры
Учебная и научная деятельность
Материально-техническая база
Достижения
Наши выпускники и трудоустройство